В последнее время интерес к поведенческим (или так называемым пользовательским) факторам в Яндексе сильно обострился. Особенно это произошло после докладов Сергея Людкевича на последних seo-конференциях. Комментарии самого Сергея можно почитать и посмотреть на блоге вебэффектора.
источник: devaka
Почему вопрос о поведенческих факторах оптимизаторы подняли только сейчас, если поисковые машины постоянно анализируют поведение посетителей? Скорей всего потому, что пришло время. После ввода Яндексом алгоритма MatrixNet сайты стало сложно выводить в топ, особенно относительно молодые, качество выдачи повысилось; оптимизаторы начали искать новые факторы, которые могут повлиять на ранжирование. В этой статье описана группа поведенческих факторов, которые так или иначе могут вносить свой вклад в ранжирование сайтов по разным видам запросов.
Прежде чем классифицировать факторы, зависящие от поведения посетителей на сайте, вспомним основную цель Яндекса — предоставить пользователям максимально качественную выдачу. Для того, чтобы дать пользователю поисковой системы качественную выборку, поисковик должен проанализировать, прежде всего, запрос пользователя, то есть понять, что он ищет и что хочет получить в ответ на свой вопрос.
В одной из статей уже упоминалось о типах поисковых запросов, введенных Андреем Бродером. Они немного помогают определить мотив пользователя, однако, можно ввести также и другие классификации. Например, по каким запросам пользователи ищут качественный сайт? Предположим, что вы ищите сайт (или несколько), который заранее хотите добавить в закладки, но не знаете ещё его адреса. То есть он может касаться тематики вашего хобби или каких-то интересов.
Рассмотрим запрос “документация jquery”. Скорей всего пользователь, если найдет качественный сайт с документацией, добавит его в закладки и будет периодически возвращаться для поиска нужной в ней информации. Сложно как-то назвать группу подобных запросов, но их достаточно много, назовем их “запросы, отражающие интересы”:
— рецепты салатов
— php документация
— звезды кино
— обзоры фильмов
— обои на рабочий стол
— и т.д.
Чем интересны данные запросы? Прежде всего тем, что, наиболее вероятно, посетители будут просматривать большое количество страниц сайта, так как им интересна эта тема (тема запроса). Понятно, что каждый запрос отражает интерес пользователя на данный момент, но найдите разницу в таких запросах, как:
1. сайт велосипедистов
2. как настроить скорости на велосипеде
3. продам велосипед
4. фото велосипедов
5. где купить велосипед в москве
Первый запрос похож на навигационный, но он также отражает интерес пользователя, соответственно, найдя качественный сайт, посетитель пролистает очень много страниц, чтобы ближе познакомиться с самим сайтом, с его участниками, с правилами (допустим если сайт содержит форум), посмотрит фотогаллерею и т.д. Другими словами, по первому запросу Яндекс или Google ожидает просмотр большого количества страниц. Если посетитель посмотрел всего одну-две, скорей всего данный сайт не подходит для такого запроса, какие бы он количественные показатели не имел, особенно если прежний посетитель в течение месяца так и не вернулся к этому сайту.
По второму запросу люди скорей всего ищут какой-то конкретный ответ. Он может находиться как на целевой странице, так и в максимум 1-ом, на крайний случай в 2-ух кликах от целевой. Здесь поисковые системы не ожидают большого количества просмотров. Наоборот, чем меньше просмотров, тем быстрее пользователь нашел нужную ему информацию и тем качественнее сайт, тем более, если в течение какого-то периода времени этот же пользователь вернулся на сайт.
Похожий на второй вариант — пятый, где человек ищет конкретную информацию, где купить или как проехать. Он хочет сделать как можно меньше кликов, чтобы найти нужный ответ. Тот же самый эффект будет и от новостных запросов, таких как “Путин посетил Севастополь” или если про велосипеды – “велодень 2010”.
Другими словами, от каждого запроса поисковик ожидает определенного поведения пользователя на выбранном сайте, для этого, естественно, класифицируя запросы.
Итак, какие же существуют поведенческие факторы?
1. user experience (зарубежный термин) — насколько пользователь останется довольным после посещения данного сайта (поведение пользователя на сайте). Измерять опыт пользователя (положительный или отрицательный) можно по таким метрикам, как:
— количество просмотренных страниц сайта;
— показатель отказов;
— время, проведенное на странице и на сайте в целом;
— скорость загрузки страниц (да-да, тоже сюда, со всеми скриптами, картинками и другими медиа);
— популярные страницы выхода с сайта;
— количество вернувшихся посетителей за период.
Всё, что говорилось выше про классификацию запросов, относится именно к анализу этой группы поведенческих факторов.
2. Поведение пользователя в результатах поиска — какие сайты будут наиболее кликабельны, сколько страниц пролистает пользователь, чтобы найти нужный сайт по своему запросу. Сюда относятся метрики:
— кликабельность сниппета (ctr). Если он некликабелен длительное время, то скорей всего является непривлекательным и Яндекс его исключит из топа для улучшения качества выдачи.
— количество пролистанных страниц, которое косвенно влияет на ctr сайтов в топе.
3. Объем трафика — более количественная характеристика, чем качественная, но её тоже можно отнести к поведенческим факторам. К примеру, на сайт могут идти посетители не только из поиска, но из социальных сетей, форумов или других сайтов. Анализируя тот факт, что на сайт ходят, поисковики могут принимать соответсвующее решение. Скорей всего этот фактор имеет мизерное значение, так как из всех других поведенческих им легко манипулировать.
Заключение
О поведенческих факторах известно давно, подтверждением их действия служили и высказывания А.Садовского на конференции UaConf в Харькове, а также некоторые цитаты на самом блоге Яндекса для вебмастеров. Таким образом, факторы, влияющие на ранжирование, можно поделить на количественные и качественные. Возможно, последние с приходом MatrixNet стали иметь больший вес в Яндексе.
Если раньше оптимизаторы использовали для продвижения преимущественно количественные факторы, такие как ссылочная масса, количество вхождений ключевых слов в текст и тайтл, тошноту анкор-листа и т.д., то сейчас пришло время переходить на качественные характеристики, улучшая дизайн сайта, его юзабилити и делая их более для посетителей, а не для роботов. Как это отразиться на работе seo-компаний и оптимизаторов пока неизвестно. Возможно, будут более восстребованы такие виды услуг, как консалтинг по улучшению юзабилити сайта и опыта посетителя в целом.
Просмотров: 1074